Рубрика: Строительство

Самодельные мотобуксировщики своими руками в домашних условиях

Сегодня создал отдельную страничку на мотобуксировщика, но так как нарушил права сайта, страничку заблокировали:(((, За маленький промежуток времени, успели набрать 59-подписчиков, драйва-17. И решил для неравнодушных моих читателей все изменения закидывать сюда в личный блог)

Мотобуксировщик — по научному, Мотособака — в народе.
Имя своей собаке я ещё не придумал:)
В наших краях (Архангельская область) это очень популярный вид транспорта.
Мотобуксировщик представляет собой модель класса особо компактных машин — снегоходной техники.
Мотобуксировщик спроектирован в первую очередь для тех любителей активного отдыха, которые проживают в городе или просто не имеют необходимых условий для хранения, обслуживания и транспортировки полноразмерного снегохода, и предназначен для загородных прогулок и транспортировки людей и груза от автомобиля до мест, недоступных на других видах техники.
Невысокий вес мотобуксировщика, а также низкое удельное давление на грунт, позволяют передвигаться на нем по любым типам заснеженной поверхности. Небольшие габаритные и малый вес позволяют перевозить его практически в любом легковом автомобиле и хранить его в межсезонье не мешая в гараже.
Впервые в своей жизни (с моим батей) увидели такое чудо у одного мужичка в 1998году, именно он придумал такой вид транспорта. Мне тогда было всего лишь 12лет, и в такой технике ещё не соображал, но стремился понять. А отец хорошенько изучил конструкцию, и в 2002году вместе сделали примерно такую же модель. Через несколько лет мотособаки появились заводского изготовления, и сейчас они завоевали большую популярность у народа, и продаются уже много разнообразных видов, цена 50000-100000рублей + сани 5-8тыс.рублей.

ИЗ ЖИЗНИ ДАННОГО ПРОЕКТА: на момент постройки (2002год) было маловато финансовых возможностей, да и других возможностей (достать материалы, гаража, токаря и сварщика) так как переехали с Украины в не знакомое место в России. Но ничего, построили из того что нашли . . .
ГУСЕНИЦУ сделали из транспортерной ленты, в которой пробивали отверстия стамеской, и для крепости и хорошего сцепления со снегом прикручивали на болты металлические шины и в промежутке 3/1 уголки 20Х20. Вес гусеницы получился тяжеловат, и большой минус — гусеница туго вращалась. В дальнейшем её заменили на гусеницу от снегохода Буран, и о чудо вся система легко вращается от руки, за одно и сбросили вес конструкции.
ДВИГАТЕЛЬ первый ставили от бензопилы Урал, потом у него что-то полетело, и заменили двигатель на другой от бензопилы Дружба (такой же двигатель был и у изобретателя такой породы транспортного средства). С этим движком собака жила и почти не болела таская на себе и за собой рыбаков, тяги и скорости вполне хватало. Но есть большие минусы с этими моторами: Громко работают, Плоховато заводятся, особенно если обсушить бак.
В 2004году я ушёл на 2года служить в армию, и всё, с того момента собака своим ходом больше не выезжала, ездила только в машине с одного гаража в другой, и пару раз чуть не была выброшена на вольные хлеба. Но тут в прошлом году проскакивала ещё одна мысля, поменять моторчик, и другой раз можно будет сгонять на рыбалку по дальше, чем проходишь пёхом. Да и ещё одно развлечение при выезде на природу зимой шашлычок + прокатиться желающим на мотособаке. Машины у меня большие, так что для такого зверька места в багажнике найдётся без проблем.
В прошлом году осенью, почти зимой подъехал к своему гаражу и тут подъехали молодые парни на скутере, в прошлый раз они так подъезжали и продали мне хороший инструмент за не дорого, а в этот раз предложили скутер за копейки на котором приехали (мол уже снег лежит, скутер не в теме) и тут меня посетила мысля, сам скутер мне и даром не нужен, а мотор можно попробовать впихнуть на мотособаку.
Вот пролежав скутер и мотособака уже год в гараже, не женившись.
И на прошлой неделе дошли мои руки, разобрал скутер и собаку, начинаю по тихоху сращивать:)))
Пока собираю для пробы, и подбора звёздочек. В дальнейшем будет по максимуму разобран и покрашен.

Мотобуксировщик или мотособака – нужная вещь для охотника. Этот вид транспорта можно приобрести в специализированном магазине, но цены на подобную технику высокие. Выход есть: собрать изделие можно самому, тогда затраты будут небольшими. Чтобы мотособака своими руками была сделана качественно, служила долго, нужна подробная схема и чертежи, ряд инструментов и деталей.

Читайте также:  Работа сборка домов из сип панелей

Что такое мотобуксировщик – описание и назначение

Под мотособакой понимают мини-снегоход (мини-снегоболотоход) с двигателем. Данное транспортное средство представляет собой сцепку из гусеничного буксировщика с санями либо санями-волокушами. Водитель мотособаки садится в сани, туда же кладут любой груз. У некоторых моделей «собаки» есть специальная грузовая площадка на тягаче. Мощность двигателя обычно составляет от 6 л. с. до 13 л. с., скорость равна 30-40 км/час. Тормоз у мотособаки отсутствует, о чем всегда надо помнить водителю.

Мотобуксировщики популярны среди рыбаков, охотников. Также их можно применять в сельском и лесном хозяйстве для перевозки небольших грузов. В отличие от колесной техники, лыжи на санях мотособаки позволяют передвигаться даже по рыхлому снегу, зимнему бездорожью, чем транспортное средство напоминает снегоход. Разница лишь в расположении водителя: они сидит вне платформы с мотором, что уменьшает вес мотособаки, увеличивает проходимость. Также плюсами в сравнении со снегоходом являются простота конструкции, более низкая цена.

На мотособаках можно передвигаться по замерзшей поверхности водоема – озера, реки. Они идеальны для любителей подледной ловли и были разработаны специально для них. Машину легко перевезти в автомобиле, используя чехол, выгрузить на берегу, после применять по назначению. На мотособаке возможно перевозить грузы по пересеченной местности, изобилующей спусками, подъемами. Используют технику для поездок летом, весной, осенью по болотистым полянам, лесным дорожкам.

Почему стоит изготовить мотособаку – причины

И покупная техника, и самоделка отличаются неприхотливостью, компактностью, не требуют много места для перевозки, хранения. Но некоторые охотники предпочитают делать мотособаки самостоятельно, из подручных средств. Основная причина – экономичность: самодельный вариант обойдется на порядок дешевле. Не более стоимости самого простого буксировщика из Китая можно соорудить также надежный, прочный буксировщик-толкач.

У многих моделей мотособак, особенно китайской сборки, есть масса недочетов в конструкции. Например, гусеница может часто забиваться снегом, что связано с промахами разработчиков. Прочие возможные проблемы – вставание мотособаки на дыбы, зарывание в слишком глубоком снегу, забрасывание снега в сани. Всех этих неприятностей можно избежать, если делать транспортное средство самому.

При переднем расположении мотора мотособаки, которое практически всегда планируется в самодельных моделях, работа машины будет намного эффективнее. Вот очевидные плюсы:

  • экономия топлива и общее удешевление конструкции;
  • более высокая скорость движения;
  • возможность сделать дополнительные отсеки для снастей.

к содержанию ↑

Основные элементы мотособаки

Самая важная деталь техники – двигатель. Обычно для создания мотособак применяется одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор. Не менее важной частью является резинометаллическая гусеница – движитель с подвеской. С помощью гусеницы можно ездить по снегу, льду, мягкому грунту в теплое время. Стоит подробнее рассмотреть все составляющие мотособаки.

Двигатель машины

Чаще всего для мотособак используются двигатели марок «Хонда», «Ямаха» (дорогие) или китайских брендов (MTR, «Лифан» и другие бюджетные). Эти силовые агрегаты сильно различаются по цене, хотя мощность их обычно равнозначна. Отлично себя зарекомендовали двигатели «Лифан» с центробежным (сухим) сцеплением. Некоторые применяют для создания мотособак мотор из мотоблока, снимают двигатель с бензопилы «Урал», пилы «Дружба».

Популярным считается мотор с мопеда Ш-58, рассчитанный на ручное переключение коробки. Также можно применять двигатели для скутеров. Главное, чтобы у изделия были хорошие тяговые характеристики, мощность не менее 6 л. с. Этого достаточно для перевозки на мотособаке одного человека и груза на 30-50 кг. Для поездки двух человек и груза на 150-200 кг лучше выбрать двигатель мощностью более 9 л. с. В качестве элемента тюнинга мотора часто используют натяжитель цепи.

Несущая рама мотособаки

Рама должна иметь отличное качество, ведь в пути она испытывает высокие нагрузки, особенно при движении по бездорожью. Эта конструкция делается полностью своими руками, варится из металлических труб прямоугольного сечения. Обычно хватает толщины трубы 3 миллиметра, более тонкий металл не годится, он быстро деформируется.

Как сделать раму своими руками, можно посмотреть на фото, видео. Берут две трубы сечением 20*20 мм, дополняют еще двумя размерами 20*40 мм, формируют каркас. Вваривают в него два уголка по 40 мм, сверху приваривают защитный каркас для двигателя, который не даст ему повредиться при опрокидывании техники. К раме также желательно присоединить заклепками лист оцинковки для закрытия гусеницы.

Подвеска мотособаки

Подвеска служит важным показателем работы ходовой части. По конструкции она может быть катковой, склизовой. Катковая хуже показывает себя на снегу, зато идеальна для движения в теплое время года. Подвеска на склизах не позволяет забиваться гусеницам, но применяется только зимой: ей нужен снег, который охлаждает систему (лыжный модуль).

Для домашнего изготовления мотособаки и поездок в любой сезон года стоит выбирать современную катковую подвеску, но не с жестким, а с пружинным опиранием катков. Такая мотособака будет более мягко перемещаться на замерзшей дороге. При движении придется избегать слишком рыхлого снега.

Читайте также:  Радуга для собак после смерти

Трансмиссия мотособаки

Трансмиссия отвечает за передачу вращения вала на основную звездочку гусеницы. Коробка может быть вариаторной, механической, автоматической редукторной, некоторые имеют реверс (возможность заднего хода). Преимущество автоматической трансмиссии – большое тяговое усилие, минус – быстрый износ ряда деталей, необходимость регулярного техобслуживания.

В качестве механической можно применять коробку от ВАЗ, иного старого автомобиля. Ее плюс – простота обслуживания, отсутствие необходимости в частом ремонте, но использование такой трансмиссии менее комфортно. Вариатор обеспечивает плавную передачу усилия от двигателя на гусеницу, что помогает снизить скорость износа деталей, сэкономить на бензине. Минус – слабый приводной ремень, который приходится регулярно менять.

Гусеница мотособаки

Такие устройства могут быть снегоходными и специализированными, созданными именно для мотособак. Они различаются шириной, высотой, длиной. В продаже есть сменные гусеницы от снегоходов, которые можно применять в изготовлении мотобуксировщиков. Популярны гусеницы от «Бурана», но высокой проходимостью они не отличаются, эксплуатировать мотособаки придется только на замерзшем водоеме, хорошо накатанной дороге.

Приобретать следует не слишком узкие гусеницы. Оптимальным считается изделие на 50 см, поскольку оно делает мотособаку устойчивой, проходимой, маневренной. Есть в продаже и «агрессивные» гусеницы повышенной проходимости, их ширина – от 55 см, выполнен особый рисунок протектора. У изделий повышена высота грунтозацепов – она равна 32 мм (стандартная составляет 21 мм). Можно также сделать гусеницы самостоятельно из транспортерной ленты. Траки выполняют из березовых планок, иных материалов.

Электрооборудование и системы управления машины

Для управления мотособаки используют руль, имеющий связь с КПП, ручкой сцепления, газом, которые следует взять с любой подходящей старой техники. Обычно в базовых комплектациях буксировщиков оборудован ручной пуск, но по желанию его могут поменять на электростартер, добавить катушку освещения. Все это легко сооружается самостоятельно, но затраты на изготовление мотособаки повысятся.

Без электростартера вполне можно обойтись, к тому же ручной пуск считается более надежным в плане поломки. Зато без освещения ночью на мотособаке точно придется плохо, эту систему нужно предусмотреть обязательно. Машину надо снабдить катушкой на 7 ампер, чтобы проблем с подпиткой фар не возникало.

Мотособака собственного изготовления: технология

Перед началом работы нужно подготовить все необходимые инструменты и оборудование для мотособаки. Подробно ознакомиться с ходом работы можно при просмотре тематического видео.

Подготовка к работе

Чтобы проблем с использованием мотособаки не возникло, важно сразу определиться с ее основными техническими параметрами:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью двигателя;
  • типом трансмиссии;
  • системой запуска двигателя – ручной или электрической.

Также следует подумать над дополнительными приспособлениями мотособаки – лебедкой, освещением, защитными элементами, сиденьями. Затем составляется точный чертеж, на котором будут отражены все нюансы. Далее можно заказать комплект деталей для мотособаки или подобрать их самостоятельно из имеющихся в наличии от иной техники.

Необходимые инструменты

При работе не обойтись без сварочного инвертора, дрели и болгарки, набора гаечных ключей. Также для монтажа мотособаки потребуются отвертки, напильник, прочие мелкие инструменты. У мастера должен быть доступ к токарному, фрезерному станкам.

Сборка мотособаки

Вначале делают раму мотособаки, которая поможет закрепить двигатель, коробку, ходовку. Для этого подобранные трубы (также подойдет балка или швеллер) сваривают в прямоугольную рамку. Затем приваривают крепления для всех важных узлов мотособаки. После можно установить двигатель.

Ходовая часть должна быть основана на опорных подшипниках. На токарном станке вытачивают соответствующие втулки с толщиной стенок 5 мм. Применяя втулки, по углам рамы ставят подшипники. После изготавливают переднюю, заднюю оси, которые сформируют валы вместе со втулками и подшипниками. Задний вал мотособаки делают ведущим, надевая на него приводную звездочку и надежно приваривая ее. Цепью ее надо присоединить к коробке передач.

Гусеницы мотособаки делают самостоятельно из транспортерной ленты более 30 см шириной либо берут готовые, но последние придется разрезать и расширять вставками. Траки создают из древесины, пластиковых труб или снимают со старого снегохода. На коробку, мотор ставят шкивы, соединяющиеся ременной передачей. К рулю крепят элементы управления мотособакой – рукоять сцепления на левой стороне, ручку газа – на правой. Руль закрепляют на раме двумя трубами путем сваривания с вилкой. Последняя располагается на задней оси и закрепляется приваренными стальными шайбами.

По окончании работы монтируются дополнительные приспособления мотособаки, навешивается нужное оборудование. Конструкция дополняется местом для сидения, отсеком для грузов и т. д. Готовое изделие не уступит по качеству магазинной технике, зато будет сделано надежно и может быть отремонтировано в случае поломки самим мастером.

Всем привет! Хочу поделиться с вами опытом создания самодельного мотобуксировщика (мотособаки) на склизовой подвеске. Рассмотрим основные моменты постройки, технические особенности и, конечно же, стоимость. Итак, начнем.

Статья довольно объемная. Если не хочется читать, можно посмотреть следующее видео, по смыслу повторяющее статью:

Читайте также:  Самодельные квадроциклы фото чертежи

Назначение

Обычно люди покупают мотобуксировщик для утилитарных целей: куда-то съездить, что-то привезти и т.д. И мой случай не исключение. Мотособака будет использоваться преимущественно для хозяйственных нужд. Но помимо этого я хотел провести один любопытный эксперимент, а именно использовать в подвеске не катки, а самодельные склизы из дерева, а точнее из березы.

Склизы из березы

Конечно, можно было купить готовый аппарат и просто установить туда деревянные склизы, но гораздо интереснее и, что немаловажно, дешевле создать мотобуксировщик своими руками, пусть и из готовых комплектующих.

Двигатель

В качестве силового агрегата был установлен уже имеющийся китайский двигатель FORZA мощностью 6,5 л.с. с редуктором и автоматическим сцеплением. Тот самый, который стоял на трицикле.

Двигатель Форза 6,5 л.с.

Подробнее про этот двигатель можно прочитать в этой статье. Забегая вперед скажу, что мощности при использовании “Бурановской” гусеницы 380 мм вполне достаточно.

Гусеница

Как я уже сказал, на мотособаке установлена новая “Бурановская” гусеница шириной 380 мм и длиной 2878 мм. Ее выбор был обусловлен относительно невысокой ценой, небольшой мощностью используемого двигателя и преимущественно плотным снежным покровом в моей местности.

Бурановкая гусеница 380 мм

Т.е. крутить 500-мм гусеницу двигателю было бы уже тяжеловато, да и стоит она на несколько тысяч дороже. Думаю ее использование на мотособаке целесообразно в таежной местности. У нас же с обширными полями, болотами, отдельно стоящими березовыми колками и, соответственно, плотным снежным покровом, особенно во второй половине зимы, 380-й гусеницы более чем достаточно. У знакомого аналогичный мотобуксировщик, только на катковой подвеске, прекрасно зарекомендовал себя в этих условиях.

Несущая конструкция мотособаки полностью самодельная. Сварена из труб прямоугольного сечения 20×20 мм и 20×40 мм. Для крепления двигателя вварены 2 массивных 40-мм уголка. Сверху был наварен защитный каркас, защищающий двигатель при опрокидывании мотобуксировщика. Гусеница закрыта сверху листом оцинкованного железа, прикрепленного к раме с помощью заклепок.

Рама мотособаки

Рама варилась без чертежей, были лишь сняты основные размеры с вышеупомянутой мотособаки знакомого. Все остальное подгонялось “по месту”. Ничего сложного здесь нет. Процесс творческий и весьма интересный.

Подвеска

Между передним и задним валами гусеница должна на что-то опираться. Обычно для этого используются катки или склизы. Встречаются комбинированные варианты. Уже давно меня посетила идея использовать не заводские пластиковые склизы, а самодельные деревянные. Причем из прочной древесины, например наиболее доступной березы. Да, идея может и бредовая, но вполне работоспособная. Хотя об этом пока судить рано, т.к. на данный момент пробег буксировщика составляет менее 3-х км. Полноценные испытания впереди, когда будет больше снега.

Процесс изготовления склизов Готовые склизы Склизы стянуты болтами в металлическом корпусе

Пока что деревяшку немного “подъедает” в месте изгиба гусеницы. Этот изгиб нужен для того, чтобы у гусеницы был так называемый угол атаки, который теоретически должен улучшать проходимость. Но нужно проверить это на практике и, в зависимости от результатов, либо убрать этот угол, что предотвратит истирание склизов в этом месте, либо установить в месте изгиба катки.

Заметно небольшое истирание склизов

Затраты

Постройка мотобуксировщика обошлась приблизительно в 25 тысяч рублей, без учета инструментов и расходных материалов. Основные затраты:

  • двигатель с редуктором — 9 800 руб;
  • гусеница 38-мм — 6 700 руб;
  • валы с подшипниками — 2 500 руб;
  • трубы и оцинковка — 2 500 руб;
  • крепеж (болты, гайки и заклепки) — 1 000 руб;
  • звезды и цепь — 1 700 руб;
  • трос и рычаг газа — 300 руб.

Двигатель покупал в специализированном магазине неподалеку, трубы с оцинковкой и крепежом — в строительных гипермаркетах (Бауцентр, Леруа Мерлен). Все остальное — на местном рынке. Цены актуальны на ноябрь 2018 года для Омска.

Возможно что-то я забыл упомянуть либо совсем чуть-чуть ошибся в ценах, но сумма составляет примерно 25 000 рублей. Неплохая экономия, учитывая что готовый мотобуксировщик с похожими характеристиками обойдется как минимум в 1,5 раза дороже. Что касается времени, то работа заняла около 3-дней по 8 часов в неспешном ритме силами 2-х человек.

Размеры рамы мотобуксировщика в см

Вывод

Полноценные испытания самодельной мотособаки провести пока не удалось ввиду отсутствия достаточного количества снега. Результатом первых покатушек я остался полностью доволен. Мощности хватает, буксировщик с места встает на дыбы или пробуксовывает. Из слабых мест пока только истирание склизов в месте изгиба. В будущем будет устранено.

Самодельный мотобуксировщик с волокушами

Что касается самодельных волокуш, то их постройка будет рассмотрена отдельно чуть позже. О результатах испытаний мотобуксировщика и внесенных изменениях в конструкцию читайте в продолжении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *