Рубрика: Строительство

Самодельные колонки из журнала радио

МЫР-Р-Р. ну
что сказать коту об акустике.
Акустическая картина мира, которую воспринимаю я, запоминаю, ориентируюсь по ней,
вам, людям, совешенно недоступна!
И никакие АС не восполнят этого вашего недостатка!
МЯУ!

АНТОЛОГИЯ "АКУСТИКА и. "

по материалам журналов "РАДИО" 1955-2013 гг

Я не преследую цель создать некую библиотеку прктических руководств по самостоятельному изготовлению акустических систем (громкоговорителей). Моя задача – показать ТЕНДЕНЦИЮ.
Переворошив свою коллекцию журналов РАДИО (1955 -2013), я хотел показать, как с течением времени менялся интерес к данной теме, и как часто вопросы самостоятельного изготовления АС и модернизации отечественных заводских АС затрагивались на страницах журнала. В одборку также вошли некоторые электронные устройства, непосредственно касающиеся АС: фильтры, индикаторы перегрузки, системы защиты и т.п.
Конечно, сейчас всё обстоит несколько иначе: хочешь иметь – покупай. Были бы деньги.
Но в иные времена умельцы делали АС, которые нисколько не уступали промышленным. Да и сейчас, как видно, таковые ЛЮБИТЕЛИ (с уважением пишу бльшими буквами) ещё не перевелись!

1956
№4, с.52, Акустические системы радиовещательных приёмников

№10, с.40, Электростатический громкоговоритель

1957
№1, с.41, Акустический агрегат с объёмным звучанием

№8, с.55, Акустические линзы для громкоговорителей

№9, с.45, Высокочастотный динамический громкоговоритель

1958
№11, с.33, Акустические системы современных радиовещательных и телевизионных приёмников

№11, с.36, Любительские акустические системы

1959
№1, с.41, Акустический агрегат с объёмным звучанием

№12, с.18, Звуковоспроизводящий агрегат с ионофоном

1962
№1, с.33, Самодельные громкоговорители

1963
№6, с.48, Конструирование ящиков для громкоговорителей

1965
№7, с.47, Акустические агрегаты для стереофонии

1967
№4, с.36, Звуковая колонка с универсальной характеристикой направленности

1968
№2, с.48, Звуковая установка

№8, с.53, О способе соединения громкоговорителей

1969
№4, с.27, Акустическое демпфирование громкоговорителей

№11, с.54, Акустические агрегаты для стереофонической системы

№12, с.29, Шарообразный акустический агрегат

1970
№5, с.25, Электродинамическая обратная связь в акустических системах

№8, с.34, Акустический агрегат с повышенным КПД на низких частотах

1972
№9, с.53, Спираль вместо диффузора?

1973
№4, с.39, Высокочастотный акустический агрегат с круговой диаграммой направленности

1975
№5, с.42, 10МАС1 может звучать лучше

№8, с.36, Громкоговоритель эстрадного усилителя

1976
№7, с.36, Высококачественный громкоговоритель

1977
№4, с.39, Расчёт громкоговорителей

№9, с.37, Разделительные фильтры трёхполосных громкоговорителей

№11, с.56, Малогабаритный громкоговоритель

1978
№2, с.38, Улучшение звучания 10МАС-1

№9, с.44, Малогабаритный громкоговоритель

№10, с.37, Акустическое оформление громкоговорителей (нет рис)
1979
№1, с.35, Громкоговорители для бытовой радиоаппаратуры

№5, с.48, Сдвоенные динамические головки

№7, с.28, Звуковоспроизводящий комплекс. Громкоговоритель.

1980
№3, с.43, Трёхполосный любительский громкоговоритель

№5, с.32, Трёхполосная акустическая система

№11, с.32, Ещё раз об улучшении звучания 10МАС-1 (нет рис)

1981
№5, с.43, Новое в громкоговорителях

№9, с.45, Ослабление щелчков в громкоговорителях

№10, с.32, Расчёт характеристик громкоговорителя (нет рис)
№11, с.44, Устройство защиты громкоговорителей

№12, с.38, Усовершенствование громкоговорителей 20АС-2

1983
№2, с.53, О громкоговорителях со сдвоенными головками

№6, с.50, Повышение качества звучания громкоговорителей

№9, с.44, Модернизация громкоговорителя 15АС-404

№10, с.46, Громкоговоритель с повышенным КПД

1984
№2, с.40, Двухполосное звуковоспроизведение
№2, с.41, Пассивный звукоизлучатель в громкоговорителях 6АС-2

№10, с.32, Ещё о расчёте и изготовлении громкоговорителя (нет рис)
1985
№4, с.30, Улучшение звучания громкоговорителя 25АС-309

№8, с.29, Улучшение громкоговорителя 6МАС-4

1986
№3, с.39, Мощности акустических систем и громкоговорителей (нет рис)
№8, с.51, Настройка фазоинверторов (нет рис)
№8, с.61, Фильтр для акустических систем

№10, с.56, Устройство защиты громкоговорителей

№10, с.58, Регулятор ширины стереобазы

1987
№2, с.29, Пути уменьшения габаритов акустических систем (нет рис)
№8, с.29, Улучшение звучания 35АС-1 и её модификаций

№9, с.32, Высококачественная малогабаритная акустическая система

1988
№1, с.55, Трёхполосная – из двухполосной (нет рис)
1989
№3, с.54, Трёхполосный громкоговоритель

№4, с.45, АС со сдвоенной головкой

№12, с.55, АС с расширенным динамическим диапазоном

1990
№4, с.57, Доработка 35АС-015 на основе лестничного фильтра

№6, с.53, Доработка 25АС-109

№12, с.66, Улучшение звучания 25АС-109

1991
№1, с.47, Акустическая система бытового радиокомплекса

№4, с.50, Акустическое оформление громкоговорителя

1992
№2-3, с.45, Светодиодный индикатор мощности АС

№4, с.37, Оптронная система защиты АС

№6, с.39, Сферическая АС

1993
№2, с.14, Трёхполосная АС

№5, с.11, Изготовление корпуса сферической АС

1995
№2, с.12, По следам наших публикаций: АКУСТИКА (нет рис)
№4, с.18, Индикатор перегрузки громкоговорителя

№11, с.14, Фильтры высококачественного громкоговорителя

1997
№4, с.12, Акустическая система для самостоятельного изготовления (нет рис)
№7, с.18, Пассивная система защиты громкоговорителя

№7, с.20, От усилителя к громкоговорителю

1998
№2, с.20, Трёхполосная АС пространственного звука

№4, с.16, Головные телефоны пространственного звучания (нет рис)
№5, с.19, Пассивная система защиты громкоговорителя

№7, с.13, Правда и «сказки» о высококачественном звуковоспроизведении

1999
№2, с.18, Малогабаритная АС

№3, с.19, Модернизация динамической головки 20ГДС-1 (нет рис)
2000
№1, с.14, Двухполосный громкоговоритель с фазоинвертором

№2, с.13, Простой громкоговоритель с акустическим лабиринтом


№3, с.14, Новое звучание 6АС-2

№7, с.59, Индикаторы мощности АС

№11, с.17, Устройство защиты АС

2001
№4, с.17, Малогабаритный громкоговоритель

№8, с.9, Двухполосный громкоговоритель

№11, с.14, О «вредном» звуке

№12, с.15, Малогабаритный трёхполосный громкоговоритель

2003
№1, с.14, Акустическое короткое замыкание в громкоговорителе и его преодоление

№5, с.17, Простой сабвуфер в автомобильной АС

№9, с.14, Громкоговорители с дипольными излучателями

№12, с.14, Конструирование громкоговорителя с ортогональными потоками излучения

2004
№7, с.16, Двухполосный громкоговоритель с лабиринтом

№10, с.15, «Симфоническая» звуковая колонка

№11, с.14, АС пространственного звучания в домашнем кинотеатре

№11, с.16, Конденсаторы фильтров для акустических систем

2005
№6, с.16, Измерение электроакустических характеристик громкоговорителей

№10, с.15, Простая АС для компьютера

2006
№1, с.16, Изготовление электростатических громкоговорителей в любительских условиях

№2, с.18, Изготовление электростатических громкоговорителей в любительских условиях

№3, с.16, Изготовление электростатических громкоговорителей в любительских условиях

№4, с.19, Изготовление электростатических громкоговорителей в любительских условиях

№7, с.19, АС для ноутбука с питанием от USB-порта

№9, с.20, Индикатор перегрузки громкоговорителей

№10, с.22, Активный сабвуфер для компьютера

№11, с.23, Изготовление электростатических громкоговорителей в любительских условиях

№12, с.19, Коаксиальная головка в громкоговорителе центрального канала

2009
№12, с.8, Двухполосная АС

2010
№5, с.11, Конструирование АС со сдвоенными динамическими головками

2012
№1, с.14, Самодельные ленточные динамические головки

2013
№8, с.11, АС с щелевым фазоинвертором

№9, с.12, Моделирование работы АС с помощью компьютера (нет рис)
№10, с.10, Моделирование работы АС с помощью компьютера (нет рис)

Читайте также:  Расценки на устройство мягкой кровли

Громкоговоритель с повышенным КПД, так называется статья из журнала Радио, она есть на нашем сайте. Данной статье уже много лет, так же как и работе (33 года назад), которую сделал Владимир и поделился со мной. Описание и как ее делать можно почитать по ссылке выше. Я же прилагаю просто фото. Все сделано по статье, только НЧ динамики (вернее широкополосники) автор прикрепил с внутренней стороны передней панели, что бы не выбирать под фланцы фаски. Может быть так даже лучше: ближе к акустическому центру СЧ динамиков. Верхний блок можно двигать вперед-назад, на слух это заметно.

Основные технические характеристики:

Эффективно воспроизводимый диапазон частот: 35 — 22000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 35-22000 Гц: 12 дБ

Среднее стандартное звуковое давление: 0,2 Па

Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом

Рабочая мощность: 4 Вт

Номинальная мощность: 25 Вт

Максимальная мощность: 35 Вт

Частоты разделения фильтров: 500 Гц и 5000 Гц

Габаритные размеры с блоком ВЧ (ВхШхГ): 936х400х475 мм

Автор работы: Владимир, 2018

12 комментариев: 3-х полосная АС или громкоговоритель с повышенным КПД

Ни в далеком 83 , ни сейчас никак не могу понять, зачем столько переключателей.
Регулировка уровня сигнала по ВЧ и СЧ, смена фазировки в любом звене,переключение фильтра НЧ. При этом, в схеме СЧ включены в противофазе ВЧ И НЧ.
Что это, понты, дань моде?
Если еще регулировку уровня можно как то пропустить, то различное включение динамиков , по сути, это различные АС в одном корпусе.
А вот АХЧ изделия в статье приведена только в единственном варианте. Но такого быть не может, чтобы при различном включении фаз АЧХ была идентична

шел мимо, а вспомните, в те годы кто что-то там понимал в ачх , а тем более, имел доступ к измерилке? Нарисовали картинку в журнале, сказали- все классно. И все понеслись повторять , стараясь не отступить ни на миллиметр от указанного в статье. А уж разобраться в схемах фильтров, тем более, что-то там исправлять- об этом и подумать было страшно.Автор- полубожество с Олимпа, небожитель, кто же рискнет покуситься на его творение….Наше дело- верить безоговорочно и повторять конструкцию, не умничая.

А вот это в точку! Именно так и было, это факт)

Автор: PuhVinni, puh.net@inbox.ru
Опубликовано 22.08.2013
Создано при помощи КотоРед.

Решил пополнить ваш раздел «Акустика». Предлагаю свой вариант переделки «легендарных S-90», а точнее изготовления новых АС совершенно другого класса с использованием потрохов от старых колонок. На фото вы можете видеть то, что у меня получилось.

Сейчас можно встретить много нелестных отзывов о звучании этих колонок, хотя с уверенностью могу сказать, что в ценовой категории от 15 до 20 тысяч рублей аналогов по звучанию вы вряд ли найдете. Недостатки же в звуке чаще связаны с проявившимися, с течением достаточно долгого времени эксплуатации, огрехами сборки (в виде не пропаянных соединений, открутившихся винтов и т. д.), а еще чаще с рассохшимися корпусами из ДСП.

Читайте также:  Размеры постельного белья для новорожденного

Поэтому когда встал вопрос о замене колонок, после обхода всех магазинов в своем городе, прослушивании (где было можно), разговоров с продавцами, было решено переделать имеющиеся S-90. Перерыл интернет, ознакомился с работами других умельцев, а так же почитал форум по этой теме у знаменитого Клячина. Список источников в конце статьи. Очень хотелось попробовать корпус типа «закрытый ящик». Рекомендованный объем 80 литров. Могу сразу сказать, что динамики 30ГД2 в таком корпусе у меня не зазвучали. Поэтому пришлось в уже готовые корпуса рассчитывать и вставлять фазоинверторы. Результат превзошел все ожидания.

Теперь по порядку о процессе изготовления. Самое главное в построении АС выбор материала корпуса. Не беря во внимание мрамор и специальные композитные материалы, наилучший (из доступных) материал для корпусов колонок это МДФ толщиной от 20мм. Кто на «ты» с плотницкими работами могут раскроить сами. Однако лучше заказать уже раскроенные на специальном станке панели, в какой-нибудь небольшой мебельной конторе. Итак, заказываем панели корпуса. Передняя панель у меня двухслойная: МДФ 20мм + ДСП 10мм.

Пока ждем, когда их изготовят, купим все необходимое для сборки:

Клей ПВА мебельный (густой) 2 банки;

Клей ЭДП 1коробка большая;

Герметик силиконовый 1туба (цвет роли не играет);

Саморезы по дереву 4х60 сколько не считал;

Саморезы по дереву 3,5х15 для крепления элементов фильтра;

Саморезы 5х30 для крепления НЧ динамиков;

Саморезы 4х50 с аккуратными шляпками для крепления остальных динамиков, и решеток НЧ динамиков;

Синтипон толшиной 20-40 мм;

Провод медный обмоточный d=2mm, лучше советских времен, для монтажа фильтров;

Клеммы приборные желтые 4шт., или готовые колодки для АС с клеммами;

Акустический провод 2*2,5 для НЧ динамика и клемника, 2*1,5 для СЧ и ВЧ динамиков.

Наконец забрали готовые панели и приступаем к сборке. В задней панели вырезаем отверстие либо под новый клеммник, либо под переделанный старый (см. 11). Собираем коробки без передних панелей. Стыки панелей корпусов обильно смазываем клеем ПВА, так что бы при сборке клей выдавливался наружу. Соединение усиливаем саморезами (у меня через каждые 100-120мм), которые перед ввинчиванием окунаем в разведенную эпоксидку. Под саморезы предварительно засверливаем отверстия и зенкуем их так, что бы шляпки утопились на 2-3 мм. К сожалению не фотографировал этапы сборки корпуса.

Расположение лонжеронов в корпусе.

Вид спереди. Вид в разрезе с боку.

Оставляем сохнуть на сутки. Далее в 3-4 слоя промазываем внутреннюю поверхность стенок клеем ПВА (см. 7) с промежуточной сушкой между слоями в 2 часа. Особенно уделяем внимание промазыванию стыков панелей и углов. Ни в коем случае не надо ничем мазать переднюю панель. Намазав последний слой приклеиваете к нему синтипон. Оставляете сохнуть дня на два.

Пока корпуса сохнут, займемся передней панелью. Она у нас будет 2х слойная. Один слой МДФ 20мм, второй, наружный, ламинированная ДСП 10мм. Такая конструкция позволяет обойтись без фрезера для выборки углублений под фланцы динамиков. В МДФ размечаем и вырезаем отверстия под динамики и фазоинвертор, а в ДСП соосно с первыми выборки под фланцы. Кому больше нравиться симметрия могут разместить динамики в одну линию, я же, прочитав статью Демьянова в журнале Радио (см. 8), решил оставить смещение СЧ и ВЧ динамиков от осевой линии и тупо сделал лекало с корпуса доноров.

Корпуса просохли, продолжаем сборку. Приклеиваем на ПВА и прикручиваем саморезами на ЭДП переднюю панель из МДФ, а к ней приклеиваем на ПВА и прижимаем струбцинами панель из ДСП. Опять оставляем сохнуть на сутки.

Теперь шпатлевкой заделываем шляпки саморезов, после чего корпус ошкуриваем.

Отделка корпусов зависит от вкуса и возможностей конкретного человека. Я обклеил корпуса самоклейкой в тон передней панели. Хотя если бы я делал их сейчас то наверно лучше бы загрунтовал и покрасил рояльным лаком, как делают в престижных АС.

Теперь займемся фильтром. Его детали с металлического шасси я перенес на куски МДФ, оставшиеся при выпиливании отверстий под басовые динамики.

Каждый элемент снизу обильно мажем силиконовым герметиком, после чего прикручиваем саморезами. Шляпки саморезов я тоже намазал герметиком от раскручивания. Перепаиваем фильтр толстым медным проводом, убираем лишние детали и провода, которые шли к аттенюаторам. Подпаиваем акустический провод от фильтра к клеммнику и динамикам. Фильтр на саморезы прикручиваем к задней панели прямо по верх синтипона за НЧ динамиком. Мажем герметиком и прикручиваем клеммник.

Читайте также:  Прививка арбуза на тыкву лагенарию

Фазоинвертор желательно расположить как можно ближе к НЧ головке. Промазываем герметиком, вставляем и прикручиваем саморезами.

Сразу скажу, настройкой оного я не занимался. Просто рассчитал его размеры в трех различных программах и один раз вручную, а затем вывел среднее значение. Могу с уверенностью сказать, что при таком объеме корпуса и таком диаметре трубы ФИ, разницу в длине плюс минус 5мм вы вряд ли различите на слух. Фланец фазоинвертора выточен из стали, загрунтован и окрашен автоэмалью. Труба из капролона запрессована во фланец.

Подошла очередь динамиков. При подпаивании динамиков не перепутайте фазировку. С ВЧ динамиками я ничего не делал, у меня в ас оказались образцы с диффузорами из бязи с пропиткой бакелитовым лаком (по Клячину) звучат очень даже не плохо. У кого из лавсана то советую либо поменять на импортные, либо добавить в фильтр режекторную цепочку (см. 9).

Перед установкой мажем фланцы герметиком.

До установки НЧ головки, закрываем фильтр матами с ватой из доноров. Головку крепим на саморезы 5х30. В место старого уплотнителя применил резиновый оконный самоклеющийся.

А вот на СЧ головке стоит остановиться поподробнее. Сам сочинять ничего не буду, процитирую выдержку из другой статьи (см. 12):

« Устанавливаем СЧ головку:

1) Из поролона делаем цилиндр, такого размера, чтоб в него влезал наш бокс. Ставим этот цилиндр внутри колонки и пропускаем через него кабель, который выводим наружу. У себя я обмотал синтипоном.

В общем если смотреть из нутрии колонки чехол для бокса должен получиться примерно такого плана:

2) Пропускаем провод через бокс (скорее всего придется расширить отверстие), после чего ставим бокс на место, регулируем длину провода и герметизируем отверстие в которое пропущен провод.

3) Припаиваем провода к динамику.

4) Теперь ответственный этап – демпфирование среднечастотной головки. Для этого сшиваем из поролона цилиндрик, такого размера, чтобы он туго одевался на рамку динамика и закрыл все окошки.

5) Заполняем бокс ватой, предварительно распушив ее.

6 ) Ставим на место динамическую головку, решеточку ( по желанию) и рамку и закручиваем.»

Хотел еще приклеить половинки из теннисных шариков (см. 9), но после прослушивания пришел к выводу что демпфирования с помощью поролона вполне достаточно, что бы существенно улучшить звучание данных динамиков.

Готовые колонки установил на подставки из ДСП толщиной 40мм (обрезки от кухонной столешницы), которые в свою очередь имеют войлочные ножки диаметром 50мм и высотой 10мм. Торец обрабатывал на токарном станке, прикрутив ДСП к стальному блину, после чего шпаклевал, грунтовал и окрашивал подставки авто эмалью.

Эти подставки задуманы для предохранения пола от шипов (уже готовы, но еще не установлены) и как оказалось (см. 7) выполняют функцию дополнительной акустической изоляции АС от пола.

На фото собраные АС. Осталось покрасить решетки и вклеить в углы передней панели штапики.

А потом можно поставить и на шипы.

К данным фронтальным АС хочу сделать тыловые на основе S-30. Так что, как только найду 8 Ом-ые экземпляры (мой ресивер поддерживает тылы не ниже 6 Ом) будет продолжение.

В конце приводится список источников и архив с паспортами разных модификаций S-90.

Жагирновский М., Шоров В.И. Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций. Радио, 1987, № 8, с. 29, 30

Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. – Радио. 1986, № 4, с. 39-41.

Алдошина И., Войшвилло А. Высококачественные акустические системы и излучатели. – М.; Радио и связь. 1985.

Жбанов В. Механическое демпфирование диффузоров. – Радио, 1988, № 5, с. 41-43.

Маслов А. Еще раз о переделке громкоговорителя 35АС-212 (S- 90). – Радио, 1985. № 1, С. 59.

Жбанов В. О демпфировании динамических головок. – Радио, 1987, № 8, с. 31-34.

АС «VERNA 100A-10» – Радио, 2004, № 8, с. 15-17.

АС «VERNA 100A-14» – Радио, 2008, № 3, с. 15-18.

«ТЮНИНГ КОЛОНОК СЕРИИ S-90» Игорь Бутин

Журналы «Stereo&Video» и «AudioVideo» с 2005 по 2011 г.г.

А.П.Ефимов, А.В.Никонов, М.А.Сапожников, В.И.Шоров.Справочник: Акустика. Радио и связь, 1989.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *