Рубрика: Строительство

Самодельные гусеничные вездеходы трансмиссия

Сегодня речь пойдет про самодельные транспортные средства, которые наши талантливые люди изготавливают буквально “на коленке”.

Самодельные ТС – это вообще отдельный вид искусства (если можно так выразиться), способный удивить! Вездеходы, багги, гусеничные мотоциклы, амфибии – все это люди делают у себя в гаражах. И парой довольно интересно посмотреть на плоды “фантазии и прямых рук” наших соотечественников. Что я и предлагаю сейчас сделать.

Гусеничный вездеход из “Запорожца”

Корпус вездехода остался от ЗАЗ-368. Коробка передач, ДВС и мост установлены от советских автомобилей семейства ВАЗ. Довольно бодренький вездеход.

Гусеничный вездеход из “Оки” за 260.000₽

Еще один любопытный вездеход из Оки. Впечатляет, не так ли? Разгоняется данный экземпляр до 45 км/ч и умеет плавать – что очень не плохо.

Умельцы собрали гусеничный вездеход амфибию и поставили на него кузов УАЗ

На что только не способны наши умельцы, когда дело доходит до воплощения идей в реальность, тут под руку пойдет все, что угодно, даже кузов от бобика, что давно стоит во дворе. Хотя эта история имеет куда более серьезный характер, речь пойдет про “Ассоциацию вездеходной техники”, которые занимаются производством на заказ крайне интересной техники. Давайте рассмотрим ЗВМ-2410 Ухтыш. Так и хочется сказать: “Ух тыш! Какой УАЗ прикольный!”, первый раз, когда увидел фото подумал, что это просто мастера обработки фото постарались, а нет, потом видео нашел и даже не одно.

Техника производится умельцами самостоятельно, но на базе общедоступной и распространенной техники, что очень хорошо с точки зрения ремонтопригодности и дальнейшего обслуживания.

Ну что же давайте подробнее разберемся, что перед нами. Вездеход имеет два объема, первый герметичный и служит для плавучести на воде, второй собственно УАЗ 31512/14, вверху все понятно (почти) 5 мест, багажник, подкапотное пространство, внизу же имеется самодельная гусеничная платформа.

Гусеницы обеспечивают минимальное давление на грунт и максимальный зацеп, в купе с хорошим дорожным просветом и возможностью плыть получаем отличную технику для самых-самых “глубоких” мест.

На выбор покупателю предлагают три мотора: ЗМЗ-409 (143 силы, бензин), ЗМЗ-51432 (113 сил, дизель) и на мой взгляд лучший вариант Cummins (2.8, дизель, 120 сил). Трансмиссия разработана компанией самостоятельно, на выбор предлагается механика с 4-мя или 5-ю ступенями. Рулевое управление осуществляется фрикционами с сервоусилителем, рычаги очень легко ходят, как в компьютерной игре, или за доп. плату можно поставить обычный руль.

Как видно автомобиль имеет крайне интересные двери, фраза “выйди в окно” хорошо применима в данном случае, это необходимо для возможности плыть, также в базовое оснащение входит водооткачивающий насос. Также есть кронштейн под лебедку, жаль сразу не предусмотрена механическая, чтоб точно вылезти из любой грязи.

Что меня радует в этом проекте, так это возможность изготовления под заказ, а не очередное гаражное творение, цена кстати 2 лимона 350 кусков, много или мало решать вам, но за готовый вездеход амфибию, думаю очень даже не плохо, так как аналогов мало.

Вездеход – самоделку оснастили турбодизелем от Mazda

В России очень много энтузиастов, которые способны на многое ради того, чтобы удивить или восхитить автолюбителей своими потрясающими проектами. Посмотрите, например, на этот гусеничный вездеход, который называется ГВ-3. Он был построен с нуля, а на его создание ушло всего лишь полтора года.

Проектировали данный вездеход практически весь с чистого листа. Его ходовую, подвеску, большую часть деталей кузова, выхлопную систему, электрику, системы отопления, охлаждения, управления, очистки воздуха и обшивку салона собственноручно изготовил владелец ГВ-3.

Для постройки этого проекта было принято решение позаимствовать от гусеничного вездехода ГАЗ-71 узлы и агрегаты. А под капот самоделки установили 2,0-литровый турбодизельный двигатель от Mazda. В процессе создания кузова использовали детали от нескольких автомобилей: УАЗ-Hunter, Соболь, Газель, УАЗ-452 и УАЗ-469. Обращаем внимание на то, что подвеска у вездехода независимая рычажная пневматическая.

Гусеницы для ГВ-3 изготовили на заказ на Курском заводе “Композит”. Что касается колес, то их взяли от ВАЗовской классики. Получился довольно интересный самодельный вездеход. Его можно использовать не только для развлечения, а еще и для поездок на охоту или зимнюю рыбалку.

Легкий гусеничный вездеход с двигателем Лифан

Легкий гусеничный вездеход с двигателем Лифан 11 л/с собранный Дмитрием Дементьевым на порядок лучше заводских аналогов, а по цене в разы дешевле, ведь собран он практически полностью из узлов и агрегатов Отечественного производства.

Двигатель расположен в задней части, а привод передний, тоесть с задней части на перед идет кардан. Вездеход плавающий и имеет корпус-лодку сваренную из листового металла 1.5 мм.

Читайте также:  Природный стимулятор роста энерген

До мысли построить гусеничный вездеход дошел от безделья: работы у нас нет, а в зимнее время и домашних хлопот немного. Вот и решил сделать гусеничный вездеход. А вообще-то это была давняя мечта, думал, что уже не осуществимая. Но, изготовив первый «гусеничник», захотел собрать и второй. Сам я не ездок – ездит на вездеходе брат (он у меня испытатель), для меня главное – процесс создания машины. Если брат не сломал ее – значит техника пригодна для дальнейшего использования.

«Варвар» начал строить в 2015 году. На борту надпись ЮКОN ВАРВАР. «Юкоn» – это мой ник в Интернете, взял я его по названию одного лесного поселка и реки, на которой он стоит. Этот посёлок находится недалеко от моей малой родины и любимого места отдыха, охоты и рыбалки. «ВАРВАР» – от слова «ВАРиаторный» вездеход.

Двигатель снегоболотохода китайского производства – «Лифань» 190 FD рабочим объемом 420 см3 с принудительным воздушным охлаждением. Бензиновый (марки топлива – Аи-92), четырехтактный одноцилиндровый. Степень сжатия: 8,2; номинальная мощность – 11,6 л.с., а максимальная – 15 л.с при 3600 об./мин. Крутящий электростартером или от рукоятки, топливного бака – 6,5 л. Масса двигателя – 36 кг. Диаметр вала – 25 мм. Диаметр цилиндра – 90 мм. Ход поршня – 66 мм. Топливный бак штатный – емкостью 6,5 литра (при максимальном расходе два литра в час – это три с лишним часа хода).

Основные размеры гусеничного вездехода «Варвар»

Органы управлении вездеходом (а, б, в):

1 – рычаг управления гусеницами (2 шт.); 2 – рычаг переключения передач с рукояткой включения ручного тормоза; 3 – гидроцилиндр (2 шт.); 4 – расширительный бачок; 5 – педаль «газа»; 6 – сектор «газа» с рычагом

Кокпит с диванным сиденьем

Приводное переднее зубчатое колесо гусеницы с зубьями из ПНД

Натяжной каток с бандажом из двух полос транспортерной ленты

Опорный каток (каток через кронштейны жестко прикреплен к балке)

Кинематическая схема трансмиссии вездехода:

М – двигатель; I – выходной вал двигателя; 1 – ведущий шкив вариатора; 2 – вариаторный ремень; 3 – ведомый шкив вариатора; II – входной вал коробки перемены передач; 4-трансмиссионный тормоз; 5 – колодки трансмиссионного тормоза; 6 – коробка перемены передач; III – выходной вал коробки перемены передач; 7 – ведущая звездочка цепной передачи (z=14); 8 – цепная передача (t=19,05); 9 – ведомая звездочка цепной передачи (z=28); IV – первичное колено карданного вала; 10 – карданный шарнир; V вторичное колено карданного вала; 11 – конические шестерни главной передачи; 12 – дифференциал; VI – правая полуось; VII – левая полуось; 13 – бортовой фрикцион (2 шт.); 14 – колодка бортового фрикциона (2 пары); 15 – передние ведущие зубчатые колеса (2 шт.)

Трансмиссия. От «жигулевской» ВАЗ-2101 коробки перемены передач отрезал колокол корзины сцепления (сцепление не нужно, так как есть вариатор), чтобы выиграть в размерах и исключить излишние крепежи. Вал не отрезал – он встает на место ведомого вала вариатора «Сафари». Количество передач осталось штатным: четыре – вперед и задний ход. Холостой ход обеспечивается сбросом «газа» – и вариатор сам отключается. После этого возможно переключение передач.

Рама – пространственная, ферменной конструкции. Сварена из стальных профильных труб: лонжероны-пояса (две основные несущие балки, к которым закреплены оси катков) – сечением 60x40x1,5 мм, подкосы и стойки – сечением 20x20x1,5 мм.

Шасси вездехода:

а – вид спереди (передний ведущий мост); б – вид сзади (за мотором расположен вариатор); в – вид сбоку (по три опорных катка с каждого борта); 1 – рама; 2 – передний ведущий мост (задний мост ВАЗ-2101); 3 – карданный вал трансмиссии; 4 – гусеница (2 шт.); 5 двигатель; 6 – вариатор; 7 – рычаги управления; 8 – опорные катки (колеса с шинами от автомобиля «Жигули», 6 шт.); 9 – ведущее зубчатое колесо (колесо от автомобиля «Жигули» с зубьями из ПМД, 2 шт.); 10 – гусеница (2 полосы транспортерной ленты, соединенные траками из стальной профильной трубы с приваренными дугами-ограничителями, 2 шт.); 11 – натяжной барабан (колесо от автомобиля «Жигули» с двумя приклепанными транспортерными лентами, 2 шт.)

Передний мост (от автомобиля ВА3-2101) с бор юными фрикционами (тормозными дисками и механизмами от передних колес «жигулей»)

Обшивка кузова – герметичная, из стального листа толщиной 1 мм, обработанного защитным покрытием GRAVIT 600 и грунтовкой РБМ. Передний борт (транец) кузова усилен для установки здесь лебедки.

Привод – передний, от пары самодельных восьмизубых колес. Колеса – «жигулевские», зубья из резины ПНД. Каждая гусеница состоит из двух параллельных транспортерных лент сечением 110×11 мм и длиной по 6200 мм, соединенных штампованными траками с приваренными к ним парами ограничительных боковых дуг. Траки изготовлены из профильной (прямоугольной) трубы 40х 20×1,5 мм. Ширина трака -400 мм.

Опорные поддерживающие катки (по три с каждого борта) – 13-дюймовые колеса с шинами от автомобиля «Жигули». Натяжные катки – такие же колеса, только вместо шин на них приклепаны две полосы транспортерной ленты.

Читайте также:  Распиновка проводов панели приборов ваз 2114

Изготовление гусеницы из транспортерной ленты в кондукторе

Траки гусеницы с приваренными боковыми ограничителями (дужками)

Силовой блок вездехода: на мотоподрамнике-двигатель; под ним – трансмиссионный тормоз; справа – вариатор; слева – коробка перемены передач и цепная передача

Электрооборудование. Система зажигания – бесконтактная, полупроводниковая. Запуск двигателя может осуществляться электростартером и от рукоятки. Вездеход оборудован фарами и сигналом.

Тормоза – дисковые, гидравлические, трансмиссионные с саморегулирующимися колодками.

Управление – фрикционное, гидравлическое (а потому – легкое). Осуществляется притормаживанием вращения ведущих катков правого или левого бортов (соответственно повороту), с помощью дисковых тормозов от автомобиля «Жигули», смонтированных на полуосях.

Вездеход сохраняет работоспособность и может эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -30 до +35 °С и относительной влажности воздуха 90 % и использоваться для движения по бездорожью средней сложности:

Вездеход может буксировать прицеп с грузом общей массой до 300 кг и двигаться по снежной целине с покровом до 50 см, преодолевать вплавь водные преграды. Не желательна эксплуатация с нарушением развесовки по посадочным и грузовым местам.

Технические данные снегоболотохода «Варвар»

Разберем часто встречающиеся ошибки при создании трансмиссий автомобиля и попробуем их исправить.

1. Одной из существенных ошибок является установка двигателя и двух коробок переключения передач, соответствующих этому двигателю. Делается такое обычно с целью увеличения числа передач. Ранее в статье

мы рассмотрели, как надо рассчитывать по максимальному крутящему моменту двигателя нагрузки, которые должны гарантированно выдерживать отдельные узлы автомобиля. По аналогии со схемами трансмиссий вездеходов из упомянутой выше статьи нарисуем на основе узлов ВАЗ-2101 схему значимой части трансмиссии вездехода с двумя коробками переключения передач.

Синим цветом обозначены рассчитанные значения, которые являются для узлов минимально гарантированными. Tin – максимальный крутящий момент на входе узла, Tout – максимальный крутящий момент на выходе узла, 1 ПЧ – передаточной число первой передачи.

На схеме видно, что между двигателем и первой коробкой переключения передач (КПП) может возникнуть максимальный крутящий момент 87,3 Нм, что соответствует норме. На выходе первой КПП максимальный крутящий момент может составить 320 Нм. Этот момент может оказаться на входе второй КПП. Но вход второй КПП рассчитан на крутящий момент не более 87,3 Нм. Если это не приведет к немедленному разрушению второй КПП, то она будет вполне в состоянии на первой передаче создать крутящий момент 1174 Нм. Этот крутящий момент поступит на главную передачу (ГП) моста, который рассчитан только на крутящий момент не более 320 Нм.

Таким образом, использование узлов ВАЗ-2101 при соединении двух КПП подряд приведет к сверхнормативным перегрузкам второй КПП и ГП моста. Делать такую трансмиссию категорически нельзя.

Как можно выйти из этого положения, если мы располагаем только узлами трансмиссии ВАЗ-2101 и необходимо большое число передач.

Можно использовать двигатель с максимальным крутящим моментом, в 3,67 раза меньшим, чем максимальный крутящий момент двигателя ВАЗ-2101.

87,3 Нм / 3,67 = 23,8 Нм.

Получится следующая схема трансмиссии.

Схема стала не слишком энерговооруженной, но сбалансированной по крутящим моментам схемой трансмиссии вездехода на узлах автомобиля ВАЗ-2101.

2. Второй достаточно распространенной ошибкой является использование двигателя переднеприводного автомобиля с родной коробкой переключения передач (КПП) и главной передачей (ГП) в составе коробки, которую нагружают на мост ВАЗ-2121 при создании гусеничного вездехода. Мост ВАЗ-2121 непосредственно приводит в движение ведущие звездочки гусениц. Авторы таких реализаций полагают, что понижение числа оборотов после двигателя главными передачами КПП и моста позволят получить довольно низкую минимальную скорость вездехода. Что же происходит на самом деле?

Схема такой трансмиссии выглядит следующим образом.

На схеме хорошо видно, что трансмиссия хорошо сбалансирована по крутящим моментам до выхода из ГП КПП. На выходе ГП КПП ВАЗ-21083 при передаточном числе (ПЧ) 4,9 крутящий момент может составить 1896 Нм, а на мост ВАЗ-2121 можно подавать только 529 Нм. Перегрузка моста будет более, чем в три раза. Такую трансмиссию делать категорически нельзя.

Что делать? Обязательно необходимо поменять мост ВАЗ-2121 на существенно более мощный. Практически идеальным решением будет применение в качестве моста, приводящего в движение ведущие звездочки гусеницы, заднего моста УАЗ Хантер.

Рассчитаем максимальный крутящий момент моста УАЗ Хантер.

Двигатель ЗМЗ-51432, устанавливаемый на УАЗ Хантер, выдает максимальный крутящий момент 270 Нм. Первая передача КПП УАЗ Хантер имеет передаточное число 3,83.

На выходе КПП максимальный крутящий момент будет равен

270 Нм х 3,83 = 1034 Нм

На выходе штатной раздаточной коробки УАЗ Хантер максимальный крутящий момент может составить

1034 Нм х 1,94 = 2006 Нм

Таким образом, мост УАЗ Хантер обязан воспринять крутящий момент как минимум 2006 Нм.

Схема трансмиссии становится такой.

Схема трансмиссии гусеничного вездехода стала полностью сбалансированной по крутящим моментам.

Читайте также:  Ручные швы образцы и их применение

Из изначально неправильной схемы трансмиссии получили очень удачную схему с огромным потенциалом. Силовая установка малого гусеничного вездехода будет состоять всего из двух компактных узлов – двигателя ВАЗ-21083 с коробкой переключения передач и заднего моста УАЗ Хантер.

Есть повод посчитать тягу и минимальную скорость вездехода.

Довольно часто в качестве ведущей звездочки гусеницы вездехода применяют автомобильный диск на 13 дюймов (диаметр 330 мм). Радиус такой звездочки 0,165 м.

Делим максимальный крутящий момент на выходе ГП моста на радиус звездочки.

8245 Нм / 0,165 / 9,8 = 5099 кгс (килограмм-сила).

Тяга вездехода огромная, что позволяет использовать силовую установку на основе такой схемы в вездеходах с полной массой до 2,5 тонн.

Считаем обороты полуосей моста при минимальной скорости.

1000 об/мин / 3,636 (ПЧ КПП) / 4,9 (ПЧ ГП КПП) / 4,11 (ПЧ моста) = 13,66 об/мин.

Вычисляем длину окружности ведущей звездочки гусеницы.

330 мм х 3,14 = 1,036 м.

За минуту вездеход проедет 1,036 м х 13,66 = 14,15 м, за час 14,15 м х 60 = 845 м = 0,85 км.

Минимальная скорость вездехода – 0,85 км/час, что даже несколько меньше требуемого 1 км/час. Многих это очень устроит. Остальные могут вместо довольно редкой главной передачи КПП с ПЧ=4,9 применить гораздо более распространенную главную передачу с ПЧ=4,1.

Тогда минимальна скорость будет равна 0,85 х 4,9 / 4,1 = 1 км/час

Получили практически идеальную трансмиссию гусеничного вездехода с одним единственным недостатком: мало передач.

На основе полученной схемы, безусловно, можно создать и колесный вездеход. Поставив между мостом и колесами бортовые редукторы.

3. Третьей распространенной ошибкой является установка избыточно мощных узлов и агрегатов. Это возникает как в результате переоценки перспектив поломки более компактных узлов, так и в результате вынужденного применения узлов, которые уже есть в наличии.

Предположим, что в схеме вездехода на основе ВАЗ-2101

нам захотелось вместо моста ВАЗ-2101 и бортовых редукторов поставить мост ГАЗ-66.

Например, у нас есть мост ГАЗ-66, и нет денег на бортовые редукторы.

Если поставить мост ГАЗ-66 сразу после КПП ВАЗ-2101, то ничего, кроме увеличения веса нам это не даст, а сам мост окажется сильно недогруженным. Попробуем его корректно встроить в схему трансмиссии и посмотреть, что из этого получится.

Двигатель ГАЗ-66 ЗМЗ 513 имеет максимальный крутящий момент 290 Нм.

Коробка переключения передач ГАЗ-66 имеет максимально передаточное число 6,55.

На выходе КПП максимальный крутящий момент составит 290 х 6,55 = 1900 Нм.

На выходе раздаточной коробки ГАЗ-66 максимальный крутящий момент составит 1900 Нм х 1,982 = 3766 Нм. Соответственно на ГП ГАЗ-66 можно спокойно подавать крутящий момент 3766 Нм.

На выходе КПП ВАЗ-2101 максимальный крутящий момент – 320 Нм. Разница более, чем в 10 раз.

Смотрим вариант гусеничного вездехода. Используем схему, расположенную в конце статьи

Главная передача ВАЗ-2101 и бортовой редуктор ГАЗ-71 имеют общее передаточное число 4,3 х 3,9 = 16,77.

Передаточное число ГП ГАЗ-66 равно 6,83.

Делим 16,77 на 6,83 и получаем 2,46. Именно такое передаточное число должен иметь редуктор, который мы должны установить между КПП ВАЗ-2101 и мостом ГАЗ-66, чтобы минимальная скорость вездехода была 1 км/час.

Получается следующая схема гусеничного вездехода.

Мост ГАЗ-66 останется недогруженным в 4,8 раза. В качестве расплаты тут же получаем избыточный вес.

Вес моста ГАЗ-66 – 252 кг, вес моста ВАЗ-2101 – 52 кг, вес бортового редуктора ГАЗ-71 (или Т-40) порядка 35 кг. В сумме мост ВАЗ-2101 плюс два бортовых редуктора имеют массу 122 кг, что на 130 кг меньше моста ГАЗ-66. Массы разнятся в 2 раза.

В гусеничном вездеходе нет никакого смысла при рабочей массе вездехода 1500 – 3500 кг использовать мост ГАЗ-66.

В колесном варианте вездеход получается намного интересней.

Ставим между КПП ВАЗ-2101 и мостом ГАЗ-66 редуктор с ПЧ = 3766 Нм / 320 Нм = 11,77 и получаем полностью нагруженный крутящим моментом мост. Колеса сразу ставим на мост.

Передаточное число от КПП ВАЗ-2101 до колеса получаем 11,77 х 6,83 = 80,4.

Исходное ПЧ было 4,3 х 20,2 = 86,9. Соответственно, минимальная скорость вездехода с мостом ГАЗ-66 будет равна 1 х 86,9 / 80,4 = 1,08 км/час.

Вполне нормально использовать в колесном вездеходе мост ГАЗ-66 вместо набора мост ВАЗ-2101 + 2 бортовых редуктора с ПЧ 20,2. Правда при этом придется решать вопрос редуктора с ПЧ 11,54 между КПП ВАЗ-2101 и мостом ГАЗ-66.

Здесь можно скачать PDF файл с нарисованными элементами трансмиссии.

Здесь можно ознакомиться с основными ошибками, допускаемыми при создании цепного привода, в том числе и при создании популярного колесного вездехода ДИФ-4.

Однако лучше статьи с сайта читать последовательно в соответствии с их нумерацией в разделе "Каталог статей".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *